ГЛОНАСС-портал

Орбитальная группировка 13.04.2016

Используются по целевому назначению 23 КА

На этапе ввода в систему -

Временно выведены на техобслуживание 1 КА

Орбитальный резерв 1 КА

На этапе летных испытаний 1 КА

ГЛОНАСС нужен «эффект масштаба»

Дата: 24 Октября 2012

Экспансию на мировой навигационный рынок нужно максимально ускорить. В течение двух-трех лет завершится развертывание европейской группировки Galileo, а китайская система Compass выйдет на финишную прямую. Они будут конкурировать с ГЛОНАСС за статус «второй» системы, необходимой государственным и массовым потребителям. При этом Galileo и Compass способны быстро освоить огромные внутренние рынки и выйти на внешние.

Чтобы опередить конкурентов, нам необходимо в один-два года обеспечить для ГЛОНАСС «эффект масштаба» — это десятки миллионов потребителей и сотни тысяч компаний-разработчиков. Нужно развивать внутренний рынок путем государственной поддержки крупных федеральных, региональных и отраслевых проектов — и выходить за его пределы.

Многое уже делается. С 2010 года реализуется масштабный и социально значимый проект ЭРА-ГЛОНАСС. С 2013 года использование навигационных систем станет обязательным на пассажирском транспорте и транспорте, перевозящем опасные грузы. На основе технологии ГЛОНАСС будет создана система взимания платы с большегрузного транспорта. Это мировой тренд. Во Франции, например, аналогичная система реализуется с использованием решений ГЛОНАСС/GPS.

Помимо ускорения оказания помощи при авариях ЭРА-ГЛОНАСС выполняет функции интеграционной платформы для сервисов. Это возможно благодаря централизованной навигационно-информационной инфраструктуре системы, охватывающей всю территорию страны, единым протоколам, картографии и использованию самого массового бортового устройства — терминала ЭРА-ГЛОНАСС. На этой основе можно быстро внедрять новые системы в интересах безопасности и эффективности на транспорте, оптимизировать инвестиции, создавать условия для развития всего спектра услуг, привлечь бизнес к развитию и внедрению навигационных технологий. Это интересно странам в рамках ЕврАзЭС (мы активно сотрудничаем с Казахстаном, Белоруссией) и в дальнем зарубежье.

 Важно сохранить за российскими компаниями ключевые компетенции навигационного рынка, особенно в части дизайна чипсетов ГЛОНАСС/GPS. Без этого глобальная экспансия технологий ГЛОНАСС станет невозможной.

Нужны механизмы консолидации усилий государства и национально ориентированного бизнеса. С этой целью в мае было создано НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», куда вошли лидеры рынка: «Яндекс», НИС, «МегаФон», «Сумма Телеком», МТС, «ВымпелКом», «РТКомм.РУ» и ассоциация «ГЛОНАСС-Форум». Задачи партнерства — ускорение развития и внедрения технологий ГЛОНАСС, в том числе за счет создания благоприятной бизнес-среды, содействия в совершенствовании законодательной базы и проведения единой технической политики, поддержки экспансии.

Очень многое зависит от эффективности распоряжения ресурсами, выделенными государством на ГЛОНАСС. ФЦП «ГЛОНАСС-2012—2020» была принята этой весной, задержка была вызвана разногласиями между Роскосмосом и Минэкономразвития (изначально в ФЦП было заложено 462 млрд руб., в итоге сумма составила 326 млрд руб.). При этом 90% бюджета ФЦП направлено на развитие космической системы (новые спутники, запуски), а создание и продвижение потребительских технологий учтено практически не было. Времени на доработку тогда не осталось.

Сейчас, насколько я знаю, ФЦП «ГЛОНАСС» по уровню контрактации — одна из самых проблемных федеральных программ. Если до конца года заложенные в ФЦП средства не будут использованы, невостребованное финансирование будет логично перераспределить. Частью ФЦП должно было стать внебюджетное софинансирование программ внедрения ГЛОНАСС, но работающие механизмы до сих пор не определены, и сегодня их разработка — одна из задач некоммерческого партнерства.

При этом важно, что решения на основе ГЛОНАСС уже активно используются в России. Президентом Владимиром Путиным была поддержана инициатива вице-премьера Владислава Суркова, назначенного в 2012 году куратором ГЛОНАСС, по финансированию программы внедрения технологии в регионах, располагающихся на транспортных коридорах. Сейчас она выполняется. НП «ГЛОНАСС» по поручению вице-премьера вместе с участниками рынка анализирует ФЦП и готовит перечень мер по ускоренному внедрению технологии в экономику и продвижению за рубеж.

Российская навигационная система является одним из самых и успешных высокотехнологичных проектов страны за последние 20 лет. Уверен, что совместными усилиями государства и бизнеса получится реализовать потенциал ГЛОНАСС.

Опубликовано: РБК daily   

Обновлённый ГЛОНАСС-Портал

ГЛОНАСС-Портал полностью обновил дизайн и функционал. Нам важно Ваше мнение.

Отлично!

Хорошо

Нормально

Плохо

Было лучше

Наверх